На очередном заседании Клуба молодых политиков обсуждался вопрос – что такое молодежная политика и как за нее бороться. И нужна ли она вообще.
Дискуссия между молодыми политиками на тему «Кризис молодежной политики в России» развивалась в мелодраматическом ключе: лирические арии чередовались с драматическими. И это неудивительно, как только участники дискуссии переходили от теоретических рассуждений в практическую плоскость, обнаруживались неувязки.
Политики нет…
Исходный тезис дискуссии огласил Илья Свиридов: «Четкой государственной молодежной политики на сегодняшний день проследить невозможно».
И предложил обсудить эту ситуацию и, может быть, в ходе дискуссии придумать что-либо интересное. Со-ведущий дискуссии, другой Илья, журналист Переседов тезис поддержал и развил до логического конца: «Никакой молодежной политики не существует и не может существовать в принципе! Все игры в молодежную политику в предыдущий период накрылись медным тазом». Далее он перечислил убывших на социальном лифте на повышение руководителей молодежных организаций нулевых.
Но очертания видны…
Максим Мищенко, лидер всероссийской общественной организации «Россия молодая», экс-депутат Госдумы, поменявший свой мандат на членство в Общественной палате, которую покинул в декабре 2012 года после скандала, категорически не согласился с предыдущими ораторами, поскольку очертания молодежной политики ему видны: «Молодежная политика трансформируется… Масса молодых людей во власти… Идет работа над разными проектами, идет становление молодежной политики… Мы есть и уже появилась целая плеяда молодых политиков, котораяпоявилась и действует»… В итоге Максим Мищенко констатировал, что есть два варианта молодежной политики либо «некий загончик для молодежи» или стартовая площадка и что ему больше нравится второй вариант.
Вступивший в дискуссию депутат Государственной думы Александр Агеев напомнил о том, закон о молодежной политике был внесен СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ еще в период IV созыва и до сих пор лежит под сукном и так и не принят. Между тем «всегда есть запрос на активность молодежи. И невостребованость провоцирует вспышки молодежного протеста». Но, самое главное – нет комплексного подхода, «очень много проводится тактических мероприятий при отсутствии стратегии… Выделяются много средств, к которым нет равного доступа».
Александра Агеева в общем и целом поддержала Дарья Митина, первый секретарь ЦК РКСМ и член совета Левого фронта. На правах старейшины молодежной политики, она совершила экскурс в историю. Первый законопроект по молодежной политике был принят в трех чтениях еще 1998 году, но в итоге был положен под сукно в Совете федерации. Собственно тогдашний закон принимался и разрабатывался для того чтобы «грамотно размазать громадную сумму бюджетных средств», выделяемых на молодежь, «по большой российской тарелке». Она даже частично согласилась с тогдашним вице-премьером по социальной политике Олегом Сысуевым, который считал, что молодежь все-таки не относится к «ущербной» категории граждан вроде пенсионеров, которой необходимо оказывать помощь.
«Кризис молодежной политики возник не сегодня, а продолжается 20 лет», в течение которых органы занимающиеся молодежью не могут найти себе место в структуре федеральной власти, их «пришивали то туда и сюда». Закончила Дарья Митина крайне удивительным в устах левого политика тезисом: «Если в стране сыт и счастлив пенсионер, то молодой человек тоже сыт и счастлив. А если этого нет, то никакие законы не помогут». (Отчего же тогда в сытой пенсионерской Европе периодически вспыхивают молодежные бунты?).
Палаты и советы: пациент скорее жив чем мертв
Далее дискуссия перешла в следующему и вполне закономерному вопросу – шесть лет назад при законодательных и исполнительных органах власти появились так называемые молодежные палаты и советы, получают некие бюджетные средства и в которых вроде бы кто-то даже заседает.
Об этом напомнил Илья Свиридов, который сослался на опыт Швеции, где молодежный парламент может блокировать постановления «взрослого» парламента.
У в нашей стране не так – молодежные палаты имеют статус общественных и не наделены даже совещательными функциями. Этот как раз те самые «загончики», о которых говорил Максим Мищенко.
О том, как они функционируют, рассказали их участники Владлен Сафиуллин, Артем Артемович и Павел Филатов.
Ситуация описывается формулой из классической сказки «клиент скорее жив, чем мертв». Если Павел Филатов общественной жизнью доволен, поскольку для него общественная деятельность в рамках данного учреждения ограничивается «собрать команду и решить конкретный вопрос». Владлен Сафиуллин мыслит более глобально, конкретные вопросы он решает, но все же для него главная проблема молодежной политики состоит в том, что «нет нормальных ребят которые готовы делать что-то на уровне района».
А вот для Всеволода Алексеева, председателя совета болельщиков футбольного клуба «Динамо» ребят хватает, но и он тоже какой-то особой молодежной политики «не видит» и «не уверен, что таковая существует». С его точки зрения в молодежном объедении «политики должно быть минимум, это личное дело каждого». Для объединения спортивных фанатов важно только «входить в поле общественной жизни, чтобы отстаивать право на существование».
Политолог Павел Святенков, как бы подводя итоги дискуссии, говорил о том, что о советская форма корпоративного представительства разных групп населения «от молодежи, от женщин» и так далее, бесперспективна, как бы ее не пытались реанимировать в нулевые годы. Жизнеспособными оказываются лишь организации, объединенные каким-либо интересом и которые в итоге, создают политических лидеров.
О том, что целенаправленная разумная молодежная политика все-таки нужна, напомнила политолог Елена Степанова, которая говорила о том, что значительная часть участников современного политического процесса сформирована комсомольскими организациями и таким образом, содержание молодежной политики во многом определяет политический ландшафт на пятьдесят лет вперед.